Главная » Статьи » Публикации » Из истории выборов... |
К моменту постройки Челябинской крепости в Российской империи действовала система организации местного управления, учрежденная императором Петром I. В соответствии с пей, вся страна делилась на губернии во главе с губернаторами, которые назначались лично монархами и осуществляли на подведомственной территории исполнительную и судебную власть. Губернии делились на провинции. Этот уровень власти был представлен воеводой и провинциальной канцелярией, действовавшей при нем. Провинции же в свою очередь разделяли на дискрикты и уезды, во главе которых стояли воеводы с подведомственной им канцелярией уездного уровня. Эта система местного самоуправления в общих своих чертах была распространена и на территории, включенные в орбиту Русского государства в процессе колонизации Южного Урала в I половине XVIII столетия. Правда, на первых порах были и некоторые особенности, связанные с военным характером образуемых поселений. Однако с организацией Исетской провинции (1737-1738 гг.) и Оренбургской губернии (1744) все встало на свои места. С переносом же в Челябинскую крепость центра Исетской провинции в 1743 году здесь обосновался и провинциальный воевода с канцелярией. Всего же с 1737 по 1781 гг. по неопубликованным сведениям историка П. В. Мещерякова, в Челябинске работало 6 воевод. Если верить плану Челябинска 1768 г., воеводский дом находился недалеко от реки Миасс, примерно в том месте, где ныне находится новодел дома В. Г. Жуковского (ул. Труда, 88). Провинциальная же канцелярия находилась в районе восточной части площади Е. Ярославского, севернее мастерских оперного театра. Крестьянская война под руководством Е. И. Пугачева заставила императрицу Екатерину II задуматься над совершенством существующей системы местного управления. И «Учреждение для управления губерний», увидевшее свет 7 ноября 1775 г., было своеобразным итогом этих размышлений. Провинции были упразднены. Количество губерний возросло до 50, губернии же были поделены на довольно большое количество уездов (10—12). На Урале — основном очаге пугачевского движения, были учреждены новые административные формирования — наместничества. И Челябинск, утеряв роль центра провинции, последовательно вошел в 1781 г. в Пермское, а в 1782 г. — в Уфимское наместничества. В декабре 1796 г. по Указу Сената «О новом разделении государства па губернии» Уфимское наместничество было переименовано в Оренбургскую губернию с выделением в ней 10 уездов, в числе которых был и Челябинский. Параллельно с изменением административно-территориального деления страны проходила и реформа органов городского управления. В 1775 г. была учреждена должность городничего. Городничего назначал Сенат и, как следует из исторической литературы, в основном из военного сословия. Городничие возглавляли местную исполнительную власть в уездных и заштатных (безуездных) городах и играли в ней весьма заметную роль, во многих случаях большую, чем выборные городские органы-магистраты в шестигласные думы. В их ведении находились полиция и все дела по «благочинию, благоустройству, безопасности и даже суд по маловажным делам». Городовые магистраты существовали еще при Петре I, когда к основным их сферам деятельности относились финансовая и судебная. После екатерининских реформ за магистратами осталась лишь их судебная часть. Магистраты состояли из бургомистров и ратманов (советников), которые, как следует из «Жалованной грамоты городам», опубликованной 21 апреля 1785 г., избирались па сходах зажиточных горожан «чрез всякие три года по баллам». При этом запрещалось избирать в магистрат на должности «мещанина, который в том городе не имеет капитала, с которого проценты ниже 50 рублей и который моложе 25 лет». Н. М. Чернавский относит создание магистра в Челябинске к 1782 году, когда, по его данным, был открыт «взамен ратуши магистрат с административно-судебными функциями». Магистраты были открыты не во всех городах. Так, в Уфимском наместничестве из 12 уездных городов, кроме Челябинска, магистраты были открыты лишь в Уфе и Оренбурге, поэтому челябинскому магистрату был подчинен сначала троицкий городской староста, вплоть до открытия в 1834 г. в г. Троицке ратуши и городской думы. Магистрат должен был заботиться «о нуждах и недостатках городов и ходатайствовать за них перед высшими установлениями». «Жалованная грамота городам» разрешала и создание городских дум. Формирование последних шло достаточно сложным путем. Первоначально один раз в три года собиралась так называемая городская общая дума, которую составляли «городской глава и гласные от настоящих городовых обывателей, от гильдий, от цехов, от иногородних и иностранных гостей, от именитых граждан, от посадских». Эти выборщики избирали шестигласную думу, представляющую все перечисленные слои. На думу возлагалось заведование всем городским хозяйством, но ее инициатива пресекалась существующими регламентациями, когда она «не могла внести ни одного налога, пи истратить одного рубля без разрешения губернатора». «Жалованная грамота городам» определяла в деятельности шестигласной думы почти все, начиная от того, что входит в круг ее компетенции, и кончая тем, кто и где должен сидеть во время заседаний. «В городской думе сидит городской голова на стуле посредине, — читаем в этом документе, — против городского главы сидят на лавке направо голос цеховых, налево голос посадских, возле городского главы в правом завороте на лавке голос настоящих городских обывателей, и голос иногородних и иностранных гостей, возле городского головы в левом завороте на лавке же голос именитых граждан и голос гильдейской». Шестигласная дума должна была собираться па свои заседания еженедельно, а «когда нужда и польза городская потребует, и в другое время». В Челябинске шестигласная дума была торжественно открыта 15 июля 1787 г., а с 1790 г. разместилась в здании так называемого городского общественного дома, приобретенного у купца Ефима Сапожникова на средства, пожертвованные зажиточными горожанами: Сидором Хохловым, Семеном Тарасовым, Саввой Старцевым, Егором Елисеевым и другими. Оценочные ведомости городского имущества за разные годы донесли до нас описание этого дома. Он был двухэтажным, каменным, покрыт первоначально тесом, позднее — железом. Имел первоначально 8, а впоследствии 9 «жилых покоев», в которых в разные годы размещались городовой магистрат, сиротский и словесный суд, ломбард, библиотека и, как было сказано выше, городская дума. Располагался дом в районе ул. Уфимской (ныне — ул. Кирова), за зданием современного магазина «Военная книга». Был снесен в 1924 году как ветхий, несмотря на усилия, предпринятые директором архива Н. М. Чернавским, доказавшим, что дом является памятником старины и «ценность этого памятника с годами будет все возрастать». Выборы в челябинскую думу проходили бойко и, как свидетельствуют архивные документы, с присущими жесткой конкурентной борьбе скандалами и взаимными обвинениями в том, что не все выборщики участвовали в избрании того или иного кандидата на занятие места в городской думе. Побеждали, как правило, сильнейшие, если даже с репутацией у них было не все в порядке. Так, в декабре 1859 года на должность городского головы при 95 шарах избирающих и 42 неизбирающих был избран 3-й гильдии купеческий сын Степан Егорович Шихов, в послужном списке которого, наряду с прочим, значилось: «Был под судом по делу о присвоении разных вещей у Аверьяна Козлова и учинен от дела, ныне состоит тоже по делу о нанесении будто бы побоев казачьим детям — Авдотье Вишняковой и прочим». Правда, и у конкурентов с репутацией было не лучше. У выбранного в этом же году кандидата городского головы челябинского 3-й гильдии купца Алексея Андреевича Мотовилова также значится, что он дважды судился. Вот уж где поистине презумпция невиновности! Не пойман — не вор, а городской голова — не рохля! Хотя причиной подобного положения дел может быть и то, что должность для более уважаемых людей с солидной репутацией была не ахти какой завидной. Жалованья за нее не платили, а дисциплинарной ответственности выборные чины подлежали наравне со всеми. Может быть, поэтому, как сообщает «Большая энциклопедия», изданная в начале XX века, «городская служба рассматривалась как повинность, а изъятие от этой повинности, как одна из самых существенных привилегий городских обывателей». Очередное изменение системы городского местного управления связано с буржуазными реформами XIX века, и завершилось 16 июня 1870 года, когда император Александр II утвердил новое городовое положение. По этому закону в Челябинске, как и в других 508 городах империи, вводились новые бессословные городские думы, избираемые на 4 года, с городской управой в качестве исполнительного органа. Во главе думы и управы стоял городской голова. Выборное право, в соотвествии с городовым положением 1870 г., основывалось на наличии собственности у выборщика. Все избиратели делились на 3 неравные в количественном отношении группы, избиравшие равное количество членов думы, то есть несколько десятков городских богатеев избирали столько же членов думы, что и тысячи мелких собственников. Значительная часть горожан вообще не участвовали в выборах. Дума подчинялась непосредственно Сенату, губернатору же отводилась роль наблюдателя за законностью решений думы. Он же утверждал в небольших городах, таких как Челябинск, городского голову в должности. Значительно более свободно стал формироваться бюджет города, расширялись и сферы его использования. Безусловным благом для городов было разрешение облагать имущество и недвижимость налогами в пользу города (этот налог не превышал 1% от их стоимости). Деньги шли на содержание полиции, кстати, не подчиненной городу, на содержание органов городского управления, на народное образование, медицину и т. д. В целом городовое положение 1870 г. сыграло, безусловно, прогрессивную роль в развитии городов. В ходе контрреформ 80 —90-х гг. XIX столетия и принятия городового положения 1892 г. была сделана попытка урезать права городов и их обитателей. Резко увеличился имущественный ценз для выборщиков, вследствие чего, во многих городах империи выборщики стали составлять менее 1% от общего количества жителей. Порой складывалась парадоксальная ситуация, когда число выборщиков было меньшим, чем количество предполагаемых к избранию гласных думы. Значительно возросла власть губернатора. Изменился и статус гласных думы — они стали считаться находящимися на государственной службе. Как же в этих условиях чувствовала себя городская дума Челябинска? Вплоть до 1913 года она размещалась все в том же городском общественном доме на Уфимской улице, и лишь с приобретением дома В. М. Колбина на Сибирской улице (ныне ул. Труда, 66) переместилась в более удобные и современные помещения. В основу деятельности думы была положена «Инструкция челябинской городской думы о внутреннем распорядке и вообще о порядке действий челябинского городского общественного управления», предусматривающая, что заседания думы должны быть гласны и публичны, для чего в помещении думы отводились места для публики. Руководство делами городского хозяйства возлагалось на управу, состоявшую из 3 человек: председателя и двух членов. Управа, в соответствии с шестнадцатым параграфом Инструкции, должна была быть открытой для всех имеющих надобность с 9 часов утра до 2 часов дня, кроме неприсутственных (т. е. выходных и праздничных) дней, но «деятельность Управы не должна ограничиваться только часами присутствия в Управе, а должна быть исполняема во всякое время». Особо оговаривались в Инструкции и требования к присутственной комнате. В ней должны были находиться «икона, зерцало, стол, покрытый красным сукном, Евангелие и крест в ковчеге, портрет Государя императора и мебель в достаточном количестве». Комната должна была содержаться в чистоте, и в ней воспрещалось курить табак во всякое время. — Какие же вопросы решали челябинские дума и управа? Коротко можно было бы ответить — самые различные, но что это означает? После пуска Транссибирской железнодорожной магистрали город рос как на дрожжах, и это не могло не ставить все новых и новых жизненно важных для него вопросов. Поэтому не удивительно, что бывали и плановые заседания городской думы, проводившиеся не реже одного раза в месяц, в повестке дня которых стояло до тридцати вопросов. Дума решала вопросы о выделении тех или иных сумм из бюджета, и вопросы аренды городских территорий, давала разрешения на постройку нужных городу строений и ходатайствовала о выделении дополнительных субсидий для городских нужд из государственного бюджета. Из числа принципиальных, имевших для города особое значение решений, назовем лишь некоторые. В 1903 году дума приняла решение о замощении улиц Челябинска, и, начиная с 1905 года, благоустройство города медленно, но верно стало меняться к лучшему. В 1904 году в городе появилось освещение, в 1906 — телефон, в 1912 — водопровод, в результате неоднократных ходатайств к первой мировой войне был решен вопрос о введении обязательного начального образования. Многое делала дума и для преодоления продовольственных кризисов в голодные годы (1892, 1911). Немаловажную роль в деятельности думы играли личные качества гласных дум, их деловитость, настойчивость, компетентность, умение найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Кто же входил в органы городского самоуправления Челябинска? В основном это достаточно известные в городе люди: Владимир Корнильевич Покровский и его брат Иван Корнильевич, Василий Михайлович Колбин, Александр Францевич Бейвель, Петр Филиппович Туркии, Павел Александрович Агапов, Василий Петрович Комольцев и другие. Особую роль среди думских деятелей играл городской голова. О каждом из них можно сказать много хорошего. Так, Петр Филиппович Туркин, городской нотариус и видный общественный деятель, дважды бывший во главе думы, не раз ставил вопрос об обездоленных в Челябинске. Энергичный А. Ф. Бейвель, доктор медицины и предприниматель, немало сделал для благоустройства города В. А. Семеин, фельдшер и действительный член Уральского общества любителей естествознания, имеет безусловные заслуги в решении вопроса о введении в городе всеобщего образования, он же содействовал группе И. М. Крашенинникова в организации в Челябинске естественно-исторического общества. Может быть, не все из намеченного им удалось сделать, но не будем слишком строгими, разве нам из намеченного удается сделать все? Бывший не один год секретарем челябинской думы В. А. Протасов в воспоминаниях, хранящихся в Государственном архиве Челябинской области, в 1920-х гг. писал: «Прошлое не критикуйте, не разобравшись в вопросах как следует... Если бы Вам удалось добыть теперь уж архивные документы от начала 1873 до 1919 года, Вы убедились бы, что и постройка нового моста (построен в начале 1920-х гг. — В. Б.), планы моста по типу железнодорожных, чертежи, сметы — все было готово, но по независящим от городской управы обстоятельствам не было реализовано». Активная деятельность городской думы продолжалась до 1917 года. В марте 1917 года в Челябинске был создан Совет рабочих и солдатских депутатов, положивший начало новой власти, окончательно укрепившейся в Челябинске после освобождения Южного Урала от войск А. В. Колчака и сделавшей думу па долгие годы лишь достоянием истории. | |
Категория: Из истории выборов... | Добавил: golosui (26.02.2008) | |
Просмотров: 3069 |